соломоны
цыпленок табака
Баклажаны фаршированные
рулет радость гурмана
фрикадельки по мексикански

ИНТЕРЕСНОЕ
Обвалять ломтики рыбы в муке, не запачкав при этом рабочую поверхность стола, поможет пластиковый мешочек, куда насыпается мука, а затем кладутся кусочки рыбы: закрыть, немного потрясти, - готово для обжаривания!

В гостях у староверов

Четыре брата, кряжистые староверы, промышляющие охотой и отловом диких животных для зоопарков, были мне знакомы. Помню, как гостил в их рубленной навечно избе, где мне, как чужому, поставили отдельную посуду, чтоб не “загрязнил”, но сделали это тактично, ссылаясь на то, что городскому человеку надо посуду тонкую, благородную, а не эти “тазики”, из которых они, люди лесные, едят. За стол село семь чело век: дед, отец, братья-погодки, старшему из которых было уже сорок, хозяйка. Дочь подавала на стол. Все мужчины казались одного возраста. Коренастые, пышущие здоровьем, с короткими - шкиперскими - борода ми, голубоглазые, светловолосые. Разве, что у деда чуть больше морщин проглядывало вокруг русой, без единого серебряного волоска, бороды. На первое была густая похлебка из сохатины. Все кроме меня, ели прямо из огромного глиняного горшка деревянными ложками, четко соблюдая очередность и подставляя под ложку ладонь, чтоб не капнуть на блистающий белизной дерева стол. Кто-то из братьев по торопился и дед сразу звучно вмазал ему ложкой по лбу. Посмеялись. Хлеб был, конечно, домашний. Хозяйка положила огромный каравай перед дедом на домотканый рушник с алыми петухами, тот нажал на него своей лапой. Хлеб сплющился до лепешки, а когда дед убрал руку, вмиг принял прежнюю форму, отсвечивая золотистой горбушкой. Резал его старейший, не на доске, а в руках, лезвием на себя, отслаивая толстенные ломти с пузырьками воздуха в пушистой мякоти. И хлеб не крошился, будто это был дырчатый сыр, который пластали горячим скальпелем. Я откусил и с ужасом осознал, что до сих пор не знал вкуса хлеба. Ту блевотину, которую я покупал в булочных, надо было называть как-то иначе, изделиями из муки, например. - Что, нравится? – поймал мое восхищение дед. – Две недели может лежать и не черствеет. Вы, небось, у себя в городе и не едали настоящего хлеба. Настоящий хлеб не ломается и не крошится, только рвется, а во рту тает. - Угу, - кивнул я, не в силах оторваться от этого сокровища, - можно еще кусок? Потом дочка поставила деревянное блюдо с жареным амуром (нежнейшая рыба) и чугунок картошки. Появились на столе и разносолы: грибочки разных сортов соленые и маринованные, огурчики, помидоры, зелень, морошка, брусника. После нежной, бескостной рыбы появилась чугунная сковорода с жареной медвежатиной. Там были печень,. сердце, часть окорока. Хозяин подранка встретил, - сказала мать, будто оправдываясь, что медведь добыт летом, не по сезону. (Медведя бьют поздней осенью, когда он в самом жиру, или поднимают из берлоги.) Дед добавил: Дурной был, плечо болело. Помять мог кого-нибудь, пришлось стрельнуть. “А ведь ему, должно быть, далеко за восемьдесят”, - с завистью подумал я. Вместе с рыбой был подан и ушат браги. Настоящий ушат емкостью ведра на четыре. Мужики брали его за деревянные уши и, высоко подняв над головой, лили в рот пенистую, медовую жидкость. Это единственный крепкий напиток, который они себе позволяют. Курево в их среде считается грехом, как и употребление алкоголя. Настоянную на меду, забористую брагу они алкоголем не считают. И они, наверное, правы. Для них это просто стимулятор, как для нас кофе. Мне брагу налили в чудную, из обливной глины, кружку. Едой мой желудок был заполнен до отказа, а хозяева, казалось, только начали трапезу. Был подан горшок с кашей и рыбный пирог, величиной с колесо от трактора “Беларусь”. Я пытался отказаться, но когда попробовал, съел свой ломоть за милую душу. Пирог был в четыре слоя: амур, лук с яйцом и укропом, сима (одна из самых нежных разновидностей красной рыбы, кета или горбуша по сравнению с ней, как пескарь по сравнению со стерлядью), снова лук, но уже с картошкой и капустой. Подчистили и эти блюда. Горшок с кашей выскребли до дна. Брагу допили. “Яишню будете? - спросила хозяйка. - С кабанятиной можно ее?” Мужики подумали, посмотрели на деда. Было видно, что они не прочь. Но дед, к моей радости, покачал головой. Жарко сегодня, - сказал он. К чаю в старинном, с медалями самоваре, который, как и все в этой хате, был большущим, основательным, на века, были поданы пироги, блины и варенья из земляники,, брусники, голубики, костяники, морошки. В чай были добавлены стебли и листья лимонника - удивительного по вкусу (настоящий лимон) и стимулирующему действию растения. Десяток ягодок лимонника на прочь снимают усталость, позволяют идти по тайге сутками без отдыха.


При перепечатке ссылка на delishis.ru обязательна


 



Владимир Круковер
« назад      

ВАШИ КОММЕНТАРИИ


Анюта 07.04.2009 20:15
Читая статью, я вспомнила, как когда-то по долгу службы судьба занесла меня в далекую Сибирь, в поселок Муромцево Омской области. Это легендарное место, которое славится своими пятью волшебными озерами и бесконечными чудесами, которые там происходят. Так вот, принимали нас местные жители не только своим гостеприимством, но и хлебом-солью. Только вот что меня поразило - во время таких трапез, принизанных традициями и ритуалами, действительно можно съесть просто феноменальное количество пищи, которую в обычной жизни мы бы физически не смогли впихнуть в свои желудки. К примеру, ужин состоял из местной солянки, стейка из телятины, запеканки с грибами, всевозможных солений, типа грибочков-помидорчиков, маринованных и свежих ягод, пирогов и еще множества других закусок. Замечу, что и спиртное, даже довольно крепкое и выпитое во внушительных размеров словно проваливалось бесследно в бездну. После такого ужина мы еще умудрялись париться в бане и нырять в прорубь. Я считаю это своеобразным феноменом. Потому что даже через неделю такого обжорства я не поправилась ни на грамм. И никаких проблем в желудком.

Североказахстанец 07.04.2009 22:37
Анюта, мы соседи я североказахстанец, что то не припомню я таких сытных обедов. Это какие года? Не до революции?

Анюта 09.04.2009 01:52
Нет, не до революции. Это было в декабре 2007 года. А сытными обедами, возможно, нас, как гостей кормили. Хотя мы и просто так в семьи заходили, и практически везде был богатый стол и продолжительные обеды.

Solo 10.04.2009 22:58
Правда-правда.
В российских деревнях хоть народ и спивается от отсутствия работы, но зато накормить всегда рады. И едят в деревнях гораздо больше чем в городе. Посмотрите на деревенских девчонок - кровь с молоком! Не в пример городским сухожильным и вечно сидящим на диетах барышнях

Котя 12.04.2009 22:05
Сарвнили тоже городских с деревенскими! Естественно у них кровь с молоком ( и не только с молоком). А не поправляются в таких условиях потому, что работы у деревенских не в проворот- встают ни свет, ни заря, крутятся по хозяйству постоянно. Вот этой хозяйке сколько стоило трудо приготовитьь столько блюд, чтобы своих мужиков накормить. А это только одна из трапез. Люди, которые постоянно в работе и стареть не успевают-вон дедок какой у них бодрый! Думаю, обмен веществ у них ускоренный, вот все и проваливается как в бочку.Даже, если остаться там ненадолго, наверно, все равно это повлияет на скорость обмена, поэтому Анюта вы и не поправились.

Анюта 20.04.2009 21:51
Да мы-то там не работали - гостили. Получалось, что постоянно в гостях - а значит из одного стола за другой.

sophi 22.04.2009 20:42
Ага, объедаются в деревнях. Да там сейчас только спиваются от безработицы и нищеты. С чего им пир горой устраивать? С картошки да капусты со своего огорода. Здоровых деревенских мужиков сейчас только в сказках по телику можно увидеть. А девки деревенские - это просто мрак - толстые и прыщавые. Они со своими коровами и огородами за собой следить не успевают. Я в деревне у своей бабульки пару дней погощу, потом неделю руки в порядок привожу, а кожа на лице вообще месяц отходит. Там даже если ничего не есть, пухнуть начинаешь, а, если еще едой увлекаться, в корову тут же и превратишься. И едят они похлебку из картошки, макароны да сало. На таком пайке долго можно пытаться стать красивой

eva 24.04.2009 15:56
sophi, может не стоит оскорблять деревенских барышень? Среди горожанок не меньше толстушек с неидеальной кожей. Зачем клеймо вешать? В деревнях действительно меньше времени следить за собой и как правило нет возможности покупать хорошую косметику и уж тем более ходить в салоны красоты.

Арина 15.01.2011 19:29
Я сама первые 20 лет прожила в городе.вторые 20 лет в деревне.Везде есть красивые люди и при желании всегда найти время ухаживать за собой.Мои предки к слову были староверами.помню в детсве как бабушка напоив чужого выбрасывала кружку.Но они умерли,мы выросли.все забылось.Лишь,сейчас что-то во мне проснулось.Хочу знать .что за вера.что из-за нее умирали.Где корни мои предков?как трудно все это узнать и спросить не у кого?

Ирина 01.09.2017 14:33
Толстых везде сейчас хватает и в городе и в деревне, так же и ленивых. А мужики везде перевелись, редко можно встретить видного мужика, хлюпики, бывают ростом не вышли одно дело, подкачается немного и парень хоть куда.А в основном ноги еле волочат.все зависит от самого человека. А вот старообрядцы многие и до сих пор чтят обычаи конечно не пьют, не курят матом не ругаются простые и добрые люди и детей так воспитывают.

какой термос выбрать


НАШ ОПРОС
Нравиться вам паровая швабра?

 


Салат-коктейль воздушный
цыпленок табака
конструктор салатов
куриный рулет с сыром
Баклажаны фаршированные