Образ домашней жизни
Обеденный обычай.
В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародия, холопы, заезжие в городах и посадах, наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях.
Цари и знатные люди, живя в особых покоях в своих дворах, обедали отдельно от прочих членов семейства и семьи. Жены их и дети трапезовали особо. Но незнатные дворяне, дети боярские, посадские и крестьяне - хозяева оседлые обедали вместе с женами и с прочими членами семьи. Впрочем, иногда семейные члены, составлявшие с своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него особо. Во время же званых обедов особы женского пола никогда не бывали там, где сидел сам хозяин с гостями.
Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось, очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб. Двое домашних служителей заведывали порядком обеда в зажиточном доме: ключник и дворецкий. Ключник в поварне при отпуске кушаньев, дворецкий при столе и при поставце с посудой, стоявшем всегда против стола в столовой. Несколько слуг носили кушанье из поварни. На обязанности дворецкого и ключника было пробовать кушанье, резать мясо на куски.
Царский стол.
В обыденном царском быту каждое поданное кушанье отведывал прежде всего повар в присутствии дворецкого, который являлся пред каждою переменою с толпою жильцов. Сдав кушанье жильцам, дворецкий шел впереди их в столовую и передавал кравчему, который также отведывал и ставил перед царем.
Обыкновенно кушанье подавали, где мясо было изрезано в тонкие куски, так что можно было взять каждый из них в руки и поднести ко рту. От этого тарелки, поставленные в начале обеда перед обедавшими, не переменялись, потому что каждый брал руками с стоявшего перед гостьми блюда куски и клал в рот, касавшись своей тарелки только тогда, когда случалось бросать в нее обгрызанную кость. Жидкое кушанье иногда подавалось на два или на три человека в одной миске, и все ели из нее своими ложками.
Такой способ обедать приводил в омерзение иностранцев, чуждых наших обычаев. Также не нравилось иностранцам и то, что русские за столом зевали, потягивались, рыгали и - запах чеснока, лука и гнилой рыбы.
Прежде всего за обедом пили водку и закусывали хлебом, потом подавали в скоромные дни холодные кушанья, состоявшие из вареного мяса с разными приправами, потом ели горячие, потом жареные; и далее разные взвары, за ними молочные кушанья, лакомые печенья и наконец овощные сласти.
В постные дни тем же порядком подавали холодную рыбу или капусту, потом жидкие кушанья, далее жареную рыбу, взвары и наконец овощи. Как велось при царских дворах, так бывало и у богатых бояр, разумеется, с большею или меньшею простотою (упрощением). Нужно заметить, что на званых обедах бывало до 40 или 50 перемен, понятно при этом, что стряпчие, то есть слуги, подававшие кушанье, заслуживали уважение по своим трудам, а между тем пода
вали кушанье голыми и часто грязными руками.
Последствие званых и вообще обедов.
После обеда хозяин пересматривал посуду и, находя все в порядке, хвалил дворецкого и стряпчих, потчевал их хмельным; иногда всех дарил, и вся прислуга обыкновенно обедала после господского стола.
После обычного обеда все гости ложились отдыхать, это было в обычае. Спали все - от царей до последнего из чернорабочих. Самая простая чернь отдыхала на улицах. Тогда то на улицах в Москве "на Вшивой горке" (тогда на Вшивом рынке собиралась толпа мужчин, которые там стриглись, и от этого рынок был постоянно покрыт волосами, будто полостью.
Время сна.
Не спать или по крайней мере не отдыхать после обеда считалось ересью, как и всякое отступление от пред-ковых обычаев.
Вставши после обеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера, по нашему счету, предавались уже забавам и беседам. Впрочем, смотря по важности дела, иногда бояре собирались во дворец и вечером, сидели там за делами часов около трех. В приказах собирались по вечерам...
Вечер в домашнем быту был временем развлечений, зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые нарочно раскидывались перед домами.
Ужины. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление, после чего уже не дозволялось есть и пить, и все вскорости ложились спать.
Журнал "Хлебосол"