конструктор салатов
Салат-коктейль воздушный
салат апельсиновый рай
шашлычки волнистые
Камбала в мясном бульоне

Узбекский плов

НЕМНОГО ИСТОРИИ (Часть 2)

Библиотека / Узбекский плов

С появлением рисоводства возникли и блюда из ри­са. Причем на использование его как исходного сырья в пищевых целях наложили отпечаток особенности бы­тового уклада народа, географическое положение терри­тории и климатические условия. Поэтому, лотя рис явля­ется основным продуктом питания населения азиатского материка, блюда, приготовляемые из него узбеками, японцами, вьетнамцами, индийцами, афганцами и дру­гими народами, резко различаются.
Плов как блюдо, незаменимым компонентом -которо­го является рис, также известен с незапамятных времен. Хотя и скудные, но сведения об этом блюде встречают­ся в народных сказаниях, изречениях, в эпосе.
Есть сведения, что в XXI веках на больших угоще­ниях это блюдо готовили из риса сорта девзира. В XV веке плов считался почетным блюдом, его подавали как на свадьбах и больших праздниках, так и при поми­нальных обрядах. Уже б XVI веке были описаны рецеп­ты и технология приготовления плова с рубленым мя­сом, рисом сорта девзира и лущеным горохом.
В народной медицине плов считался. Целебным и ре­комендовался при недомогании, истощении организма, после долговременного голодания, перенесения тяжелой болезни и т. д. Употребляли это блюдо перед и после выполнения тяжелого физического труда, а также в не­настье весной, осенью и зимой.
В этих целях применял плов при лечении больных и Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Существует много притчей, легенд по этому поводу. Вот одна из них. Не­кий принц—сын одного из правителей Бухары — безум­но влюбился в красавицу из бедной семьи. По тогдаш­ним правилам быта и в силу классовых различий он не мог жениться на ней. Принц начал увядать, жил в уе­динении, отказывался от пиши.
Больного привели к Абу Али ибы Сине. Расспросы о причинах болезни не дали никаких результатов: паци­ент просто не хотел раскрывать свои сердечные пережи­вания. Тогда Ибн Сина решил определить болезнь пуль­совой диагностикой. Он был бесподобным мастером оп­ределять ' любую болезнь по пульсу.
Ибн Сина велел привести к нему человека, который бы знал названия всех кварталов города. Когда его при­вели, Ибн Сина стал наблюдать за пульсом больного, а знаток города стал громко называть наименования кварталов... При произнесении одного из них у принца участился пульс. Затем нашли человека, который знал по имени всех жильцов названного квартала. Его по­просили называть имена глав семей, проживавших в том квартале. Ибн Сина продолжал следить за пульсом больного. Когда было произнесено имя одного ремеслен­ника, принц стал испытывать сильное волнение. Этого ремесленника привели, и попросили называть имена сво­их детей. Когда он произнес имя дочери, ученый заме­тил сильное сердцебиение у принца.
Выяснив, что принц влюблен в дочь 'ремесленника, Ибм Сина назначил лечение; давать истощенному жени­ху один раз в неделю «палов ош» до тех пор, г.ика не восстановятся силы, а затем сыграть свадьбу.
Название блюда «палов ош» состоит из начальных букв всех продуктов, входящих в его состав: П — пиёз — лук; А—аёз — морйовь; Л—лахм — мясо; О — олио — жир; В — вет — соль; О — об—вода и Ш —шалы—рис, «Любимым и наиболее почетным при угощениях блюдом в Узбекистане считался плов. Существовали де­сятки способов приготовления плова. В богатых домах плов варился чуть ли не каждый день, а в средних по зажиточности домах — обычно раз в неделю, вечером в канун пятницы. Для бедных плов был очень редким блюдом»,1
Вот другое высказывание: «...Самым излюбленным кушанием и традиционным блюдом узбекского народа является плов (палов), приготовляемый из риса в соче­тании с мясом, луком и морковью. В него кладут жир, растительный или животный, обычно баранье сало. В за­висимости от мяса, способа приготовления и приправы плов имеет десятки оттенков. Особенно выделяется фер­ганский плов (кавурма плов), самаркандский (софи, пли софаки палов), хорезмский (чалов). Своеобразным вку­сом обладает плов, который варится на обрядовых пир­шествах.
В прошлом плов был пищей зажиточных люден. Ос­новное население готовило плов только как празднич­ное блюдо и для приема гостей, в бедных семьях плов вообще являлся очень редким кушаньем.
В настоящее время в городах и селениях плов стал обыденной пищей».
Плов — одно из достижений народной кулинарии. Хотя в приведенной легенде его приготовление связано с рецептом Ибн Сины ,однако изобретение такого очень сложного блюда не может принадлежать одному чело­веку. Конечно, в его создание многие столетия вносили лепту рисоводы, скотоводы, овощеводы, ремесленники, домашние хозяйки, народные лекари и, безусловно,, ку­линары.
«Пища в семье всегда приготовлялась женщинами, на общественных же угощениях — большей частью муж­чинами. Каждый мужчина считал обязательным для се­бя уметь приготовить плов, и это искусство служило не­редко предметом гордости и соревнования».
Такие соревнования по приготовлению плова ведутся в чайханах и по сей день. Они сопровождают проведе­ние досуга в кругу друзей, сослуживцев и соседей.
 


 

ГЛАВЫ

НАЗАД В БИБИЛИОТЕКУ
соломоны
салат апельсиновый рай
рыбный пудинг
НАГГЕТСЫ КУРИНЫЕ "АМЕРИКАНО"
КУРИЦА В СМЕТАННОМ СОУСЕ