КУРИЦА В СМЕТАННОМ СОУСЕ
Салат-коктейль воздушный
конструктор салатов
Салат
осетинские пироги

Дворцовая кулинария

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Библиотека / Дворцовая кулинария

Древние египтяне ели, сидя по одному или по двое за маленьким столиком, на котором стояли блюда с мясом, птицей, овощами, фруктами, иногда разложенными на ломтях конических хлебов. Дети сидели на подушках или циновках на полу. Завтракала египетская семья по отдельности. Главе семьи еду подавали сразу после умывания. Его завтрак состоял из хлеба, пива, мяса и пирога. Его жена завтракала, пока ее причесывали или сразу по окончании туалета. На росписи, найденной в Фивах, служанка подает кубок своей госпоже, когда она еще держит в руках зеркало. Рядом с ней столик с корзиной из пальмовых листьев и двумя вазами.В состав обеденного стола входили мясо, птица, овощи и фрукты по сезону, хлеб, пирожки и, само собой, пиво в изобилии.Поскольку климат Египта жаркий, то забить быка могли только те, кто способен был съесть его за три-четыре дня: в противном случае мясо протухло бы. Ясно, что это были крупные вельможи, имевшие множество слуг и устраивавшие пиры. В самом конце дня был легкий «ужин», после которого египтяне еще беседовали час или два, а затем ложились спать.

На рельефах египетских гробниц часто встречаются сцены застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Одним из самых больших удовольствий для египтянина были Пиры, на которые он созывал своих многочисленных друзей или родственников. Им предшествовала большая подготовительная работа — покупки в лавках, хлопоты в доме и на кухне. Забивали быка, расчленяли его тушу и сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушеное мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Расставляли кувшины с пивом, вином и ликерами. В корзинах и на подставках пирамидами лежали разнообразные плоды. При этом продукты тщательно укрывались от пыли. Доставали из шкафов золотые и серебряные кубки, вазы и расписную посуду. В сосудах из пористой глины охлаждалась вода. К моменту приезда гостей собирались музыканты, певцы и танцоры, а привратники стояли у дверей. Знатных гостей встречал сам хозяин у входа и провожал через сад. Так же поступали жрецы, если в храм прибывал фараон. Случалось, что хозяин ожидал приглашенных в гостиной, как фараон в своем зале приемов. В таком случае гостей встречали слуги, которыми руководил привратник в праздничной одежде и с жезлом в руках. Слуги подходили к вознице и указывали место, куда следует поставить колесницу. В сопровождении рабов — мужчин и женщин — гости направляются к дому. При входе в зал для приемов их встречает еще большее количество рабов и служанок. Мужчины-слуги одеты в белые накрахмаленные короткие юбки, на девушках нет почти никакой одежды, кроме небольшого куска материи, обернутого вокруг бе; дер, ожерелий, ручных и ножных браслетов из разноцветных бусин. Они вручают каждому гостю по цветку лотоса и обносят всех лакомствами и кубками вина или пива. Постепенно прибывают гости. Стройные мужчины и элегантные женщины одеты в безупречные одежды из «гофрированного» льна. На головах — тяжелые черные парики, обрамляющие их лица. Знакомые и друзья приветствуют друг друга.

Египтяне обожали комплименты и лесть и были большими мастерами этого тонкого искусства. На одном из папирусов эпохи Рамзесов приведен образчик такого рода: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Ты садишься в колесницу, в руке твоей хлыст с золотой рукояткой, вожжи у тебя новые, в упряжке — сирийские жеребцы... Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками... Ты нерушим, и враги твои падают. Что о тебе плохое сказали — не существует». Примерно так приветствовали хозяина. Он мог ответить просто «Добро пожаловать!» или «Хлеб и пиво!» или более витиевато: «Жизнь, здоровье, могущество! В милости Амона-Ра, царя богов! Я молю Ра-Харахти, Сетха, Нефтис и всех богов и богинь нашего сладостного края. Да ниспошлют они тебе здоровье, да ниспошлют они тебе жизнь, чтобы я видел тебя и мог обнять тебя моими руками! » После окончания церемонии приветствий и пожеланий гости переходят из приемного зала в другой, где в определенном порядке расставлены золотые и инкрустированные бирюзой, сердоликом и лазуритом кресла с высокими резными спинками для наиболее знатных гостей. Остальные, рангом пониже, рассаживаются на табуретках с перекрещенными ножками или на обычные — с прямыми, а также на подушки или циновки, разложенные на полу. Мужчины садятся по одну сторону, женщины — по другую, поправляя при этом узкие юбки и приводя в порядок завитые парики. Впрочем, по желанию гость может оставаться рядом со своей женой. Девушки-рабыни надевают на гостей гирлянды и кусочек благовонного жира или колпачок с ароматным маслом, которые клали на парик. Служанки всегда были молоды и красивы, а праздничные одеяния открывали их прелести. Наступает момент подачи блюд. Тут есть все и на самый взыскательный вкус. Гости принимаются за еду. Вдоль стен зала стоит множество небольших столов с жареным мясом, курами, утками, голубями, различными овощами и хлебом разнообразной формы. На металлических подносах там же стоят кувшины с вином, на которых указан возраст вина. Рабы и рабыни подают гостям деликатесы, которые те едят руками, а ножами пользуются только для разрезания мяса. Чаши для ополаскивания рук и салфетки передаются по кругу, чтобы гости могли смыть жир со своих рук.

Египтяне очень любили музыку. Эта страсть родилась в незапамятные времена, когда еще не было музыкальных инструментов и слушатели поддерживали певцов, отбивая такт ладонями. В эпоху пирамид появляются флейта, арфа и гобой. Они звучали как поодиночке, так и вместе в любой комбинации. Ритм отбивался хлопаньем в ладони. Начиная с эпохи Нового царства (середина II тысячелетия до н. э.) и под влиянием культуры соседних народов музыкальные инструменты претерпевают существенные изменения. Арфы становятся крупнее, количество струн удваивается; появляются небольшие переносные арфы, средние по размеру с подставкой и большие, настоящие произведения искусства, с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными позолоченными головками наверху или у основания. Были и другие инструмен ты — двойная флейта, лютня, барабан. Последние делали круг лыми или квадратными, а ис пользовались они чаще на на родных и религиозных празд никах. То же самое относится и к еще двум инструментам — трещоткам и систрам. Систр хатхор представлял собой голову Хат- хор — богини любви, музыки, веселья, танцев и пирушек — на ручке. Вместо рогов на уборе Хатхор были длинные металлические стойки, между которыми натягивались проволочки с нанизанными на них металлическими цилиндриками. Потрясая систром, музыканты извлекали из него звон, поддерживавший ритм танца или голос певца. Из сказанного ясно, что пиры египтян непременно включали музыкальную программу. Музыканты в одинаковых белых юбках, с украшениями на груди и руках проходили в центр зала. В руках они держали инструменты: арфы, лиры, флейты и небольшие барабаны. Рассаживались они на полу и начинали играть — сначала флейты, затем подключались арфы и лиры, а барабаны отбивали ритм. Пели песни в честь бога Амона-Ра: «Твое совершенство во всех сердцах. Птах создал это собственными руками... Каналы вновь наполнились водой. Земля залита его любовью», — пел один певец. Второй продолжал: «Это счастливый день, день, когда думают о совершенстве Амона. Какая великая радость — вознести ему хвалу до самых небес!» Благодаря богов за счастье жизни, египтяне прекрасно осознавали, сколь короток их век. Поэтому следует сполна воспользоваться этим прекрасным днем, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились! Об этом напоминает арфист: «Со времен бога проходят тела и поколения приходят на их место. Ра восходит утром, Атум заходит в Ману (запад), мужчины оплодотворяют, женщины зачинают, все носы вдыхают воздух, но утром их дети уходят к их местам (то е,сть умирают)! Проведи же счастливый день, о жрец!..» Другой арфист рассказывает о тщетности всех усилий человека избегнуть смерти.Египет во времена Рамзесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами.

Но пели не только о богах и мимолетности радостей короткой жизни. Представим себе, что арфисты, окончив песни, уходят, и появляются молоденькие девушки-музыканты в коротких юбках с бахромой и бусами на шее. За ними выходят танцующей походкой юноша и девушка. Юноша, подойдя к девушке, опускается перед ней на колени, вытянув руки. Девушка делает вид, будто хочет убежать. Тогда он поворачивается к ней спиной и прячет лицо в ладонях. Она легкой походкой возвращается к нему. Он поворачивается к ней, встает и начинает петь. Девушки-музыканты аккомпанируют ему на флейтах и лирах. Эти песни слушали с большим вниманием, сопереживая лирическому герою. 

Еще одним «номером» «концерта» могло быть выступление танцовщиц. Они (или она) выступали в сопровождении полуобнаженных девушек-музыкантов, одетых в короткие льняные одежды, а грудь, руки и щиколотки их украшали бусы. Одни играли на тамбуринах, другие — на лютнях, сопровождая танец пением.

В период Позднего царства (715 г. до н. э. — 332 г. до н. э.) на пирах богачей появился любопытный обычай. По окончании трапезы хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца (мумию). Хозяин показывал такую фигурку каждому гостю и говорил: «Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как он!» Следует сказать, что порой пирующие столь охотно внимали этим предостережениям, как и песням арфистов о бренности бытия, что нередко пир превращался в попойку. Это можно видеть в сценах пирушек, где изображены обожравшиеся и перепившиеся гости, которых рвет, а соседи поддерживают головы пьяниц. Впрочем, это не считалось серьезным «криминалом». Вот так (или примерно так) проходило застолье состоятельных египтян в глубокой древности.


 

ГЛАВЫ

НАЗАД В БИБИЛИОТЕКУ
фрикадельки по мексикански
Камбала в мясном бульоне
конструктор салатов
Салат-коктейль воздушный
Блины