ПАСХА
В этот самый большой христианский праздник поляки предавались чревоугодию с не меньшей страстью, чем молитвам и возгласам «Христос воскрес!». Перед Пасхой, как известно, соблюдается Великий пост. На заре христианства его соблюдали очень строго даже короли. В дальнейшем строго по-католически постилась лишь беднота. Зажиточная шляхта и магнаты придумали «удобную» форму поста, употребляя разнообразные вкусные блюда из рыбы, притом нередко в непомерных количествах. В Страстную субботу повсюду люди несли в костел святить яйца, затем ставили их на домашний праздничный стол. В шляхетских усадьбах и в магнатских резиденциях эту процедуру проделывал приглашенный ксендз.
Вся освященная пища ставилась на большой стол в столовой: ветчина, колбасы, зельцы, заливная рыба, запеченный целиком поросенок и изделия из теста: мазурки, торты, слойки и знаменитые «бабы». Из напитков присутствовали водка, вино, пиво, мед. Центром стола был пасхальный агнец из масла или сахара. Пасхальное застолье начиналось с того, что собравшиеся делились освященными яйцами и желали друг другу всего доброго и наилучшего. Затем все садились за стол.
Особо трепетно относились к пасхальным бабам и мазуркам, да и к самому процессу изготовки, который представлял собой в некотором смысле священнодействие. Кухарка, хозяйка дома и прочие женщины запирались в кухне на ключ. Мужчинам было запрещено появляться там. Белоснежную пшеничную муку просеивали сквозь густое сито, в мисках растирали сотни желтков с сахаром, для придания тесту пряного аромата и цвета в водке растворяли шафран, резали миндаль, перебирали изюм, в ступке толкли ваниль и ставили дрожжевое тесто. Далее его перекладывали в специальные формы и накрывали льняными полотенцами. Когда тесто поднималось, бабы осторожно ставили в печь. Готовые бабы осторожно клали на пуховые перины, чтобы при остывании они не поднялись. Чтобы не повредить нежное тесто, разговаривали шепотом. Когда изделия остывали, их красиво и обильно покрывали глазурью. Особой славой пользовались «пуховые» и «муслиновые» бабы. Что касается мазурок, то они представляли собой тонкие лепешки, как правило, на песочной основе или облатке, покрытые слоем какой-либо массы — творожной, ореховой, миндальной или иной, и украшенные разноцветной глазурью, вареньем или орехами.
Вот как выглядел пасхальный завтрак у магнатов во время пасхального приема у князя Сапеги, во времена короля Владислава IV в середине семнадцатого века. «Стояло четыре преогромных кабана, то есть столько, сколько было времен года, каждый кабан был начинен свининой, то есть ветчиной, колбасой, поросятами. Кухмистер проявил величайшее искусство, запекая целиком этих кабанов. Парами стояли двенадцать оленей, тоже запеченных целиком, с золотистыми рогами, но для вкуса они были начинены разной дичью, то есть зайцами, тетеревами, дрофами, белыми куропатками. Олени символизировали двенадцать месяцев. Вокруг саженных размеров изделия из теста, столько, сколько недель в году, то есть пятьдесят два, превосходная сладкая сдоба, мазуры, жмудские пироги, и все украшено заморскими фруктами. Кроме того, было 365 бабок, то есть столько, сколько дней в году. Каждая была украшена искусным узорчатым орнаментом и надписями, так что некоторые только читали, а не ели. Что же до напитков, то было четыре кубка, соответствующие четырем временам года, наполненные вином еще со времен короля Стефана. Парами стояло 12 338 серебряных кувшинов с вином времен короля Сигизмунда — эти кувшины символизировали 12 месяцев. Парами стояло 52 бочонка, тоже серебряных, соответственно 52 неделям, и наполнены они были кипрским, испанским и итальянским вином. А далее 365 бутылей с венгерским вином, то есть столько, сколько дней в году. А для дворовых 8700 кварт меда, ровно столько, сколько часов в году». Осталось немало описаний подобных магнатских приемов, и завтрак у князя Сапеги был отнюдь не самым пышным.
ГЛАВЫ
- ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИЩЕ ДРЕВНИХ ПОЛЯКОВ
- ПИВНЫЕ СУПЫ
- ВИННЫЕ СУПЫ. ПОЛЬСКИЙ КРУПЕНИК
- КРАКОВСКАЯ КАША. РЕЦЕПТЫ
- ПОЛЬСКАЯ КУХНЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- ФЛЯЧКИ И ПУЛЬПЕТЫ К НИМ
- ДИЧЬ. ЗАЯЦ ПО-ПОЛЬСКИ
- ЦОМБЕР. РЕЦЕПТЫ
- ФАЗАН. КУРОПАТКА. РЕЦЕПТЫ
- МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ СОУС
- БЛЮДА ИЗ ГРИБОВ. Часть 1
- БЛЮДА ИЗ ГРИБОВ. Часть 2.
- БЛЮДА ИЗ ГРИБОВ. Часть 3
- ЭТИКЕТ И ГОСТЕПРИИМСТВО В СТАРОЙ ПОЛЬШЕ
- ВРЕМЯ ПОЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
- «ОБЕДЫ» КОРОЛЯ СТАНИСЛАВА АВГУСТА. Часть1
- «ОБЕДЫ» КОРОЛЯ СТАНИСЛАВА АВГУСТА. Часть 2
- «ОБЕДЫ» КОРОЛЯ СТАНИСЛАВА АВГУСТА. Часть 3
- О СЕРВИРОВКЕ И МУЗЫКЕ
- ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ. РОЖДЕСТВО. Часть 1
- ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ. РОЖДЕСТВО. Часть 2
- ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ. РОЖДЕСТВО. Часть 3
- ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ. РОЖДЕСТВО. Часть 4
- ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ. РОЖДЕСТВО. Часть 5
- МАСЛЕНИЦА
- ПАСХА
- ПАСХА. БАБА
- ПАСХА. МАЗУРКА
- БИГОС
- ПОРОСЕНОК ФАРШИРОВАННЫЙ
- СОУС. ХРЕН
- ПОСЛЕ КОРОЛЕЙ. МЯСНЫЕ БЛЮДА.
- ПОСЛЕ КОРОЛЕЙ. ЖАРКОЕ
- ПАСХА. ВЫПЕЧКА